См. статью

Антибиотик-ассоциированная диарея: неожиданное следствие приема антибиотиков

  • Видео
  • 1 Мин.

Прием антибиотиков оказывает вредное воздействие на микробиоту и здоровье кишечника

Микробиота,кишечника, сообщество микроорганизмов, обитающих в кишечнике, влияет на многие физиологические процессы, от регулирования иммунной системы до обмена веществ.1 Данные микроорганизмы в основном состоят из бактерий.2 Это означает, что лечение антибиотиками может вызывать нарушение баланса микробиоты кишечника.1

Хотя антибиотики необходимы для лечения многих инфекционных заболеваний,

широко распространенные антибиотики приводят к 25%-ному снижению разнообразия микробиоты кишечника
(этот дисбаланс в разнообразии микробиоты называется дисбиозом) вскоре после начала их приема2, и могут вызвать долгосрочные проблемы со здоровьем.1

Изменение разнообразия микробиоты, вызванное приемом антибиотиков, означает, что естественный баланс полезных и вредных бактерий в кишечнике нарушается.2,3 Изменение разнообразия микробиоты часто приводит к увеличению числа вредных бактерий.3

Рисунок 1 : После приема антибиотиков наблюдается дисбаланс в разнообразии бактерий в кишечнике, с увеличением количества вредных бактерий.3 3
(Внутренний код : 20.60)

Вредные бактерии конкурируют с нормальной микробиотой за питательные вещества и могут выделять вещества, разрушающие полезные бактерии, а также вырабатывать токсины, нарушающие нормальную работу кишечника.4

Изменение состава микробиоты обычно является краткосрочным последствием приема антибиотиков, однако

нарушения баланса микробиоты кишечника могут наблюдаться даже через 6 месяцев после прекращения лечения антибиотиками.5

Антибиотик-ассоциированная диарея: неожиданное следствие приема антибиотиков.

Основным последствием изменения разнообразия микробиоты кишечника, вызванного антибиотиками, является антибиотик-ассоциированная диарея (antibiotic-associated diarrhea [AAD]).1 Диарея — это сигнал, говорящий о дисбалансе в разнообразии микробиоты кишечника.1 ААД обычно возникает во время лечения антибиотиками, однако диарея может возникнуть через 2–8 недель после завершения лечения.4

Скорость развития ААД может зависеть от вида антибиотика, а вид вредных бактерий, развивающихся в кишечнике после приема антибиотиков, может влиять на степень тяжести / частоту развития ААД.4 Например, треть случаев ААД вызваны бактерией Clostridium difficile4, и это ведет к частым рецидивам.4

Последствия для здоровья, связанные с антибиотиками.4

 

Health consequences associated with antibiotics :

Краткосрочные эффекты, связанные с антибиотиками4

  • Появление диареи (жидкий водянистый стул в течение > 2 дней; раннее начало во время лечения антибиотиками или отсроченное начало через 2–8 недель после окончания лечения антибиотиками)

Долгосрочные последствия, связанные с антибиотиками4

  • Инфекция difficile
  • Рецидивирующая антибиотик-ассоциированная диарея
  • Повышенный риск устойчивости к антибиотикам
  • Осложнения, такие как колит (воспаление толстой кишки) или псевдомембранозный колит, являются более серьезными осложнениями, связанными с лечением антибиотиками.
(Внутренний код : 20.18)

Кто подвержен риску развития антибиотик-ассоциированной диареи?

Антибиотик-ассоциированная диарея (ААД) развивается у 35% взрослых, принимающих антибиотики .4 При этом ААД встречается в различных группах населения, включая пациентов на амбулаторном лечении и пациентов, находящихся на стационарном лечении4. Факторы риска включают ранее возникавшую ААД, детский или пожилой возраст4 и наличие сопутствующих заболеваний.4

Факторы повышенного риска развития антибиотик-ассоциированной диареи : 3,4

  • Ранее возникавшая ААД
  • Возраст (пожилой, детский)
  • Длительное питание через зонд
  • Антибиотики: прием внутрь; широкий спектр (цефалоспорины, пенициллин); выведение с желчью ; длительное лечение антибиотиками; применение нескольких антибиотиков

Применение Saccharomyces boulardii CNCM I-745 является эффективным подходом к предотвращению, лечению и восстановлению после антибиотик-ассоциированной диареи.

Пробиотики это живые микроорганизмы, которые при введении в достаточных количествах оказывают благоприятный для здоровья эффект.6 Доказано, что пробиотик Saccharomyces boulardii, состоящий из штамма дрожжей CNCM I-745, снижает частоту антибиотик-ассоциированной диареи.6 Например, было продемонстрировано, что у взрослых частота диареи снижается на 53% при приеме Saccharomyces boulardii CNCM I-745 одновременно с антибиотиками.6 Кроме того, эти дрожжи снижают степень воздействия антибиотиков на микробиоту во время лечения.7

В отличие от бактериальных пробиотиков, пробиотик Saccharomyces boulardii CNCM I-745 устойчив к антибиотикам. Это означает, что его можно принимать одновременно с антибиотиками, тем самым уменьшая степень влияния антибиотиков на микробиоту и снижая риск развития антибиотик-ассоциированной диареи.8

 

Внутренний код : 20.07

Справочные сведения

  • 01 . Francino, MP. Antibiotics and the human gut microbiome: dysbioses and accumulation of resistances. Frontiers in microbiology. 2016; 6: 1543.
  • 02 . Panda S, et al. Short-term effect of antibiotics on human gut microbiota. PloS one. 2014; 9(4): e95476
  • 03 . McFarland, LV. Epidemiology, risk factors and treatments for antibiotic-associated diarrhea. Digestive Diseases. 1998; 16(5): 292-307.
См. подробнее См. меньше
  • 04 . McFarland LV. Antibiotic-associated diarrhea: epidemiology, trends and treatment. Future Microbiology. 2008; 3(5): 563-578.
  • 05 . Palleja A, et al. Recovery of gut microbiota of healthy adults following antibiotic exposure. Nature microbiology. 2018; 3(11): 1255.
  • 06 . Szajewska H, and Kolodziej, M. Systemic review with meta-analysis: Saccharomyces boulardii in the prevention of antibiotic-associated diarrhea. Alimentary pharmacology & therapeutics. 2015; 42(7): 793-801.
  • 07 . Kabbani TA, et al. Prospective randomized controlled study on the effects of Saccharomyces boulardii CNCM I-745 and amoxicillin-clavulanate or the combination on the gut microbiota of healthy volunteers. Gut microbes. 2017; 8(1): 17-32.
  • 08 . Neut C, Mahieux S, and Dubreuil LJ. Antibiotic susceptibility of probiotic strains: is it reasonable to combine probiotics with antibiotics?. Medecine et maladies infectieuses. 2017; 47(7): 477-483.
Найти фирменное
название в вашей стране
Мы присутствуем более чем в 90 странах
Некоторые связанные
вопросы
  • Для каких целей могут использоваться Saccharomyces boulardii CNCM I-745?
    РазвернутьСвернутьСм. подробнее
  • Целесообразно ли принимать Saccharomyces boulardii CNCM I-745 вместе с антибиотиками?
    РазвернутьСвернутьСм. подробнее
  • Подходят ли Saccharomyces boulardii CNCM I-745 для детей?
    РазвернутьСвернутьСм. подробнее
Вы
Страна
Выберите ваш язык

Выберите ваш язык